img img img

Опубликовано

5 дней в Грузии август 2018

Пролог
Ещё в начале года я узнал о том, что 31 августа в Москву приезжает Pink Floyd и в этот раз я не мог пропустить это событие. Но просто поехать в Москву на несколько дней для меня показалось скучно, хотя и событие было важным в моей жизни. В этой статье я расскажу вам о своей поездке в Грузию 2018 года.

24 августа — Киев — Тбилиси

В 12:00 самолёт по маршруту Киев — Тбилиси взлетел со мной на борту. Перелёт был легким, и через 2 часа 45 минут я уже был в столице Сакартвело (Грузия, по-грузински).
Выйдя из здания аэропорта, я сел в автобус номер 37 (0.5 лари) и доехал до проспекта имени Шота Руставели. Пройдя несколько остановок пешком, я узнал дом, в котором находилась моя гостиница Sakartvelo 3*. Я останавливался в ней несколько лет назад, когда приезжал в Грузию с группой своих туристов. Хозяйку этого замечательного места зовут Тина. Она прекрасная женщина, гостеприимная и очень колоритная грузинка, представительница местной интеллигенции.

Киев - Тбилиси 2018, гостиница Sakartvelo 3*

Гостиница Sakartvelo 3*

Несколько слов о гостинице: снаружи это типичное здание периода сталинского ампира, внутри высокие потолки, колонны, лепка и старые поскрипывающие паркетные полы. В одном из огромных холлов стоят столы, поверх которых лежат тяжелые бархатные скатерти, на которые утром подают завтрак. В общем обстановка довольно таки необычная, торжественная как для меня.

Грузия 2018, гостиница Sakartvelo 3*

Меня разместили в большом номере с видом на ул. Меликишвили. Кинув рюкзак, я решил прогуляться по городу. Тбилиси я немного знаю, сразу двинулся в сторону набережной, в то место, где берега соединял красивый мост, выполненный в параметрическом дизайне. Найдя кафе как можно ближе к этому мосту, я наконец, получил свой долгожданный хачапури по-аджарски с яйцом и литр грузинского лимонада, сбил оскомину, если так можно выразиться. Дождавшись темноты, пересёк реку через этот самый мост, прогулялся по скверу среди таких же получающих удовольствие от этого вечера, и двинул обратно в сторону гостиницы.

Парк в Грузии, август 2018

25 августа — гора Мтацминда

На обед следующего дня у меня была запланирована рабочая встреча с руководителями местной туристической компании, в лице хозяйки гостиницы и её партнера Зураба, который как оказалось был человеком опытным, как во внутреннем туризме, так и в международном. До обеда было ещё часа 4 и была возможность самостоятельно погулять. Меня привлекла телевышка и колесо обозрения, возвышавшиеся над Тбилиси на горе Мтацминда и я не придумал ничего лучше, как попасть туда пешком, конечно. Подъём к вершине начал сразу с проспекта Шота Руставели.

Тбилиси, подъём на гору Мтацминда

Миновав около дюжины кварталов, началась лесная зона, но мой подъём продолжался по вымощенной плиткой дорожке, извивавшейся по мере достижения следующего уровня высоты. «Хорошо» подготовившись к своему восхождению, я конечно, не взял с собой воды, однако на пути мне встретился оборудованный источник с лавочкой, где удалось напиться и чуток отдохнуть.

Оборудованный источник при подъёме на гору Мтацминда

По мере продвижения выше лесные заросли расступались и вдруг открылся панорамный вид на город.

Грузия 2018 - Панорама Тбилиси - гора Мтацминда

Моим ориентиром было обзорное колесо и я подозревал, что скорее всего меня ожидает какая-нибудь площадка или скверик наверху. И правда, там оказался большой красивый парк с аттракционами, кафе и шикарным рестораном, который находился в здании фуникулёра.

Грузия - подъём на гору Мтацминда - обзорное колесо и фуникулёр

Чтобы зайти на территорию парка пришлось перемахнуть через забор. Парадный вход искать времени не было, так как в поле моего зрения, ещё из-за забора, попался прилавок с мороженым. Насмотревшись на город с обзорной площадки, я зашёл в ресторан и выпил бокал Киндзмараули. Ещё посидел за столиком и несколько раз глубоко выдохнув глядя на город и горы, потопал на фуникулёр, меня ждала встреча.

Панорама на Тбилиси и бокал Киндзмараули

После продуктивной беседы мне представили молодую сотрудницу — Теклу и с этого момента она все 4 дня сопровождала меня в Грузии. Эта милая, никогда не умолкающая девушка, согласилась прогуляться вечером и показать мне Тбилиси изнутри, так сказать. Мы заходили в колоритные дворики и места, в которые я сам вряд ли бы заглянул.

Тифлисские бани

Вышли в старый город, прошли мимо знаменитых серных бань. Отдельно скажу про бани. Это удивительное место! Когда-то мы приезжали в Грузию кататься на лыжах и на обратном пути перед самолетом посетили Тифлисские бани. “Отроду не встречал я… ничего роскошнее Тифлисских бань” (Пушкин А.С.) — подписываюсь под каждым словом великого русского поэта. После часа проведенного там, начинаешь верить в чудеса омоложения. По ценам: на час можно взять номер с маленьким бассейном и парной от 60 — 200 лари и плюс сопутствующие затраты — чай, шампунь, тапочки. Минуя бани, заглянули на водопад на реке Цавкисисцкали.

Грузия - Тбилиси -крепость Нарикала

Потом вышли на набережную к реке Кура, перешли ее по известному мосту Мира и из парка поднялись на кантатной дороге к стенам полуразрушенной крепости Нарикала, стоявшей на склоне над старым городом. И вновь я увидел город с высоты птичьего полёта.
Текла оказалась человеком очень общительным и разносторонним, так допоздна мы ходили по улочкам ночного города и беседуя о всяком.

Грузия 2018 - Тбилиси с высоты птичьего полёта

26 августа — Мцхета

На этот день мои коллеги запланировали для меня культурную программу. Около 11 утра за мной заехал Зураб и мы поехали в древнюю столицу Грузии — Мцхета. По дороге мы заехали в старинный монастырь Джвари (6-й век), который стоял на вершине одноименной горы, откуда можно увидеть сам город Мцхета и слияние двух рек Куры и Арагви.

Старинный монастырь Джвари (6-й век), который стоял на вершине одноименной горы, откуда можно увидеть сам город Мцхета и слияние двух рек Куры и Арагви

Считается, что именно в этом месте развиваются события поэмы Лермонтова «Мцыри». Осмотрев это древнее строение со всех сторон, мы спустились в Мцхету. День был солнечный и ясный, отличный для прогулок по таким горным регионам. Погода позволяет всматриваться в дали, а горный ветер не даёт перегреться на солнце.

Грузия 2018 - Тбилиси - крепость Светицховели

Мцхета — небольшой город с крепостными стенами и собором Светицховели, в котором, кажется, похоронены все правители и духовные лидеры Грузии за последние 1000 лет. Город наполнен туристами и разными торговыми рядами, где продают вино, чурчхелу, лимонады и сувениры.

Тогровые ряды Тбилиси

Признаться, я не любитель ходить по крепостям и храмам, но в Грузии в большинстве пейзажей присутствуют горы, а они, чудесным образом, гармонично дополняют картинку так, что заскучать не получится, может только замечтаться…
Воздух, горы и пешие прогулки пробудили во мне голод и на обратном пути в Тбилиси мы заехали в придорожный ресторанчик, на карте он обозначен как «Самые Вкусные Хинкали”. Не могу утверждать его ли это название, но хинкали там действительно вкусные. И не только хинкали — шашлык, хачапури, ткемали, сациви, мчади, лимонады… все, о грузинской кухне невозможно писать, её надо пробовать.
Проведя здесь час с небольшим и насытившись местными яствами, мы выкатились из заведения и наконец вернулись в Тбилиси.

Грузия - Тбилиси блошиный рынок “Сухой мост”

Немного отдохнув от загородной прогулки, меня ждал вечерний город и неутомимый проводник Текла. В списке “must do” числилось посещение блошиного рынка “Сухой мост”. Тут есть все для ценителей скупать хлам и другие полезные вещи. В прошлый раз мне повезло приобрести крутые замшевые перчатки за 4 дол и навострив взгляд, я нырнул в ряды в поисках нового артефакта. Застрял я на этом рынке часа на два, хорошо что они уже начали расходиться. Пересмотрев тысячи предметов, наконец, было найдено то, без чего моя дальнейшая жизнь не имела бы смысла!) После продолжительных торгов мне достался медный портсигар 30-х годов выпуска за 11 дол.

Грузия - Тбилиси - Фабрика - пространство находилось на территории бывшей швейной фабрики и в котором были бары, барбершоп, модные молодежные магазинчики одежды и домашней утвари

Довольный своим новым-старым портсигаром принял решение отметить обновку в каком-нибудь интересном заведении. Текла повела меня в Фабрику. Это пространство, которое находилось на территории бывшей швейной фабрики и в котором были бары, барбершоп, модные молодежные магазинчики одежды и домашней утвари. Везде висели гирлянды с большими разноцветными лампочками, а стены разрисованы граффити. В общем — идеальное место для неформального общения. Здесь-то и закончился мой очередной день в Грузии.

27 августа — автобазар

Сегодня в мои планы входило… ничего не входило! Это был мой резервный день для “чего-то”. Наслушавшись ранее про размеры и выбор местного автобазара, я уговорил Теклу составить мне компанию и оценить всё воочию. Расположен автобазар в 20 км от Тбилиси, а добираться к нему пришлось на каком-то странного вида городском транспорте: то ли такси, то ли маршрутка. Небольшая машина на 7-8 мест, без таблички маршрута — только местный разберется. Доехали, вышли и ОГО! Это действительно огромная площадка расположенная среди высоких зеленых холмов.

Грузия - Тбилиси - автобазар в 20 км от Тбилиси

Тут можно было найти всё-всё-все, что есть на американском автомобильном рынке. В основном все авто привезены из штатовских страховых аукционов, но уже восстановлены. Так как мы приехали в будний день, людей и машин было немного, так сказал местный продавец, но это все равно было впечатляющее зрелище. Везде бегают продавцы, консультанты из разных контор, занимающиеся подбором и отправкой авто в ближайшие страны и сотни-сотни машин. Взяв полезные контакты и обойдя полсотни рядов под обжигающем солнышком, путь наш лежал обратно в город.

Грузия - улицы Тбилиси

Остаток дня я провел наслаждаясь едой, вином, горами и шопингом в компании своего неизменного проводника.

28 августа — прощание с Грузией

Рюкзак был собран еще с вечера и я поехал на вокзал, чтобы продолжить свое путешествие. Путь мой лежал в город Грозный через Владикавказ, но попасть туда на автобусе было невозможно. Рейсовых автобусов просто нет. Ни до Владикавказа, ни тем более до Грозного, поэтому воспользовался услугами частника.

Грузия 2018 - вид на гору Казбек, высотой 5033 м., город Гудаури

Дорога была захватывающей: мимо Жинвальского водохранилища и 100-метровой плотины ГЭС , соединявшей две горы в ущелье и далее восходящей серпантином вверх дороге к городу-курорту Гудаури. Зимой мне не довелось тут побывать, но оценив инфраструктуру из окна проезжающего авто, мне стало понятно, что в сезон здесь есть чем заняться как юному, так и опытному горнолыжнику. Все обозримые склоны усеяны маленькими, уютными гостиницами, трассами, ресторанами, банными комплексами и прокатами оборудования. Проехав еще около 10 км, слева открылся вид на гору Казбек, высотой 5033 м. Совсем рядом была граница с Россией и это было самое впечатляющее прохождение границы в моей жизни.

Грузия, пропускные пункты и дорога внизу ущелья Верхний Ларс

Пропускные пункты и дорога находятся внизу ущелья, местами покрытого зеленью. Границу проходить нужно было пешком и у меня была возможность немного задержаться, чтоб рассмотреть все вокруг. Совсем рядом, на высоте 10-15 метров плавно двигалось облако, на ветру развивался грузинский флаг, а мне ничего не оставалось делать как наполняя грудь влажным горным воздухом попрощаться с этой гостеприимной, вкусной, горной и чем-то очень близкой для меня страной.
Впереди еще был Грозный, перелет в Москву, любимая сестра с племянником Степой и, конечно, концерт Pink Floyd, но это уже совсем другая история…

Эпилог.

В Грузии я был уже в третий раз и туда хочется снова вернуться. Хочется погулять по Тбилиси, увидеть горные реки и выпить винные, подняться по склонам и спуститься в ущелья, покататься на лыжах и покупаться в море.

Не имеет значения чем ты хочешь заняться, если ты в Грузии, здесь всё вкусно!